 Демидова Елена
 православный христианин
Тема: #101192
Сообщение: #3866951 29.06.16 12:40
|
Речь была спасительности того, что было переделано при Никоне и после него его, так сказать,духовными последователями. О спасительности православной веры, бывшей на Руси до никоновых "реформ". А не о том, что христиане, не принявшие никоновых реформ, были недостаточно корректны и что-то там могли порвать и кого-то проклясть.
Священник Никита Добрынин, которого Вы тут именуете "пустосвятом" - мученик за православную веру. Как и многие другие христиане, подвергшиеся пыткам и мучительным казням.
В остальном тексте многословном правды примерно столько же. Вы просто не знаете правды. Книжки о расколе 17 века покупаете не в тех лавках...
|
|
 Николай Валерьевич Фараносов
 православный христианин (новоначальный)
Тема: #101192
Сообщение: #3866946 29.06.16 10:24
|
"всякое бывает... Вот и христиан, которые не приняли никоновых реформ в 17 веке, тоже объявили еретиками, прокляли, жгли живьем, голодом насмерть морили, всяко-разно убивали и пытали, гнали... через триста лет их же всех простили, и признали, что ересей-то никаких не было (как будто это сразу было не понятно), что всё бывшее до реформ и этими реформами отмененное - было спасительно, вот как бывает-то...
" ▬
▬ Особенно "спасительно" было то, как велась дискуссия о вере со стороны раскольников, в частности Никиты Пустосвята:
"Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично; Никита изорвал грамоту, избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа.
Последний не только остался непреклонным, но в бранных словах уличал архиереев в невежестве. Тогда было решено предать Никиту отлучению от Церкви и заточить в темницу Угрешского Николаевского монастыря."
Но это, вообще-то, всё цветочки. "Мученики" за "древлюю веру" продемонстрировали и куда более спасительные навыки "древлего" благочестия:
"Стрельцы ворвались во дворец; у них был список обреченных на смерть, составленный заранее возмутителями, числом до сорока человек. Первою жертвою их во дворце был отставленный стрелецкий начальник Горюшкин и Юренев.
Между тем другие стрельцы поймали в Кремле между Чудовым монастырем и патриаршим двором князя Григория Ромодановского с сыном Андреем. Они истязали старика, рвали ему волосы и бороду. Ромодановского с сыном постигла та же участь, как и других. "Любо ли? Любо ли?" - кричали убийцы, расправляясь со своими жертвами, а другие, махая шапками, кричали в ответ: "Любо! Любо!" Изуродованные тела убитых тащили стрельцы на площадь; перед ними в поругание, как будто для почета, шли другие стрельцы и кричали: "Боярин Артамон Сергеевич Матвеев едет! Боярин Долгорукий! Боярин Ромодановский едет! Дайте дорогу!"
На другой день, часов в десять утра, опять раздался набат; стрельцы с барабанным боем и криками явились ко дворцу и требовали выдачи Ивана Нарышкина. Им ответили, что его нет. Снова стрельцы ворвались во дворец искать свою жертву, убили думного дьяка Аверкия Кириллова, убили бывшего своего полковника Дохтурова, потребовали выдачи иноземного врача Даниэля, которого обвиняли в отравлении Федора, и так как нигде не могли найти его, то в досаде убили его помощника Гутменьша и 22-летнего сына Даниэлева, Михаила; хотели было умертвить и Даниэлеву жену, но царица Марфа Матвеевна выпросила ей жизнь."
Конечно, при спокойном рассмотрении, многое в тех обвинениях против старообрядцев, что квалифицировалось как ересь, ересью не было. Но сам вопрос изучения того, что является ересью, а что нет, был осложнён как действительным наличием еретических элементов в пропаганде раскольников, так и той атмосферой общественной нестабильности, а точнее сказать хаоса, что была создана вышеописанными их "благочестивыми" замашками. В силу чего руководители русского государства, ▬ люди и образованные и мыслящие, а так же следящие за международной жизнью, и старающиеся принимать к сведению те уроки, которые зарубежная действительность предоставляет, ▬ просто не могли не видеть в старообрядческом мятеже связи, - по крайней мере родовой, косвенной, - с теми движениями, которые, с одной стороны, в любом уважающем себя и заботящемся о безопасности своих граждан государстве, Московское ли государство XVII-го века, Киевская ли Русь периода святого Равноапостольного Владимира, современная ли Российская Федерация, расцениваются как действия, квалифицирующиеся по совершенно конкретным статьям, - например, в УК современной РФ:
Глава 29. Преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства
Ст. 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.
Ст. 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
Ст. 279. Вооруженный мятеж,
так и, с другой стороны, были еретическими и антицерковными, ▬ с чётко оформленной еретической и антицерковной идеологией, ▬ а часто и прямо антихристианскими, движениями.
Перед глазами русских государственных мужей (а так же дам, типа царицы Софьи) - зрелище Европы, которую в совсем недавнем прошлом захлестнул хаос, который то ли спал, то ли временно ослабел в своей интенсивности, тогда было совсем непонятно. Русские-то люди в ту эпоху были не безмозглые сектанты, и отнюдь не дураки, ни склерозом не страдали.
С начала Лютеровской реформации, - и с окончания Крестьянской войны в Германии, - прошло уже довольно много времени, но Германию всё равно постоянно трясёт.
В Нидерландах, после окончания 80-летней войны, общество балансирует на грани кровавого конфликта между протестантами фламандцами и католиками валлонами.
Франция в результате мятежных действий окопавшихся в Ля-Рошели гугенотов стоит на краю пропасти раскола и утраты территориальной целостности.
В 1618 году начинается общеевропейская религиозная война, которая тянется тридцать лет и превращает многие, до того цветущие регионы Европы в обезлюдевшую пустыню.
В 1638 году она наконец заканчивается. Но...
В 1640 году снова полыхает: в Англии начинается мятеж против государственной власти тамошних религиозных "свободолюбцев" (т.е. сектантов-экстремистов, очень сильно напоминающих своими агитационными методами борцов за "древлеправославие"), в результате страну захлестывает гражданская война.
1649 год. Победа сектантов. Начинается расцвет "религиозной свободы". Т.е. первым делом на плахе отлетает голова короля Карла I-го. Всё государство было погружено в анархию, и в атмосферу "непреследования" "древлих" догматов: святыни (иконы, мощи святых, где они ещё уцелели в лихое время Генриха VIII-го) выбрасываются на свалку; каждый раз, когда наступает Рождество, "железнобокие" Кромвеля ходят по домам и обшаривают кухни, отнимая у людей мясные блюда: языческие пиршества, обрядоверие и фетишизм должны быть искоренены. (Затем они отправляются в Ирландию. Там, в хоте борьбы с фетишизмом ирландцев католиков, вырезается население целых городов.)
Хотели ли правители Руси, могли ли хотеть, распространения этих "прелестей" на подотчётной им территории?
Помимо вышеописанных соображений внутреннего порядка, внешнеполитическое положение самого Русского государства так же не сильно располагало к тому, чтобы иметь подобные желания. Ладно, что Польша уже перестала представлять из себя серьезного противника - но на юге Крым совсем не демонстрировал готовность перестать угрожать налетами на Москву, с перспективой сожжения до тла первопрестольной,
с восточными татарскими ханствами тоже ещё не все совсем было ясно (хотя они и до завоевания Казани и Астрахани уже дрейфовали в орбиту русского суверенитета), а над Русским севером давно, и все серьезнее уже нависала Швеция.
С Польшей даже приходится блокироваться для нейтрализации шведской угрозы, но - вопрос на засыпку - что там было с этой Польшей буквально в начале того же века?
А и под Полтавой шведы оказались только потому, что в предыдущем 1708 году им хорошо дали по зубам у Лесной.
А так бы жди их не под Полтавой, а у Москвы-матушки.
В такой обстановке, когда живы были ещё в памяти события сектантских "войн за свободу веры", - в Германии, Испанских Нидерландах, Франции, Англии, - и при таком сложном и опасном международном положении государства, ну какой же дурак позволит бороться за "древлюю веру" методом поднятия мятежей и совершения убийств????
В столице. Как и "методом" совращения людей совершать самосожжения.
Поэтому, ересь-не ересь, и при всём признании того факта, что многое, что было предпринято против раскольников, было не совсем по адресу, ▬ а именно в горячке той сложной обстановки, ▬ но изображать раскольников этакими агнцами, у которых "всё бывшее до реформ и этими реформами отмененное - было спасительно", и больше ничего, ну ничего, за что людей преследовать-то стоило - это, извините, картинку рисовать слишком уж тенденциозную.
|
|
|